Экономическое обоснование выгодности тестирования персонала

Диагностика деловых качеств и навыков продаж кандидатов. Анализ полезности для компании

Персонал, который не увольняют

Наверное, важнейшая задача диагностики – привести на фирму тех людей, которые останутся там надолго. Пока человек поймет суть работы, выстроит необходимые отношения, разберется с тем, что является результатом его деятельности, проходит до полугода. И если через полгода сотрудник так ничего и не понял, не вышел на необходимый уровень, его заменяют – зачем нужен человек, который не решает проблемы, а их создает?

Какие затраты при этом несет наниматель? Прямые потери:

  • расходы на содержание (зарплата, налоги, аренда рабочего места и т.д)
  • обучение (прямое, плюс время руководителя)
  • недовыполненная работа

Косвенные потери:

  • затраты на компенсацию сделанных ошибок
  • репутационные потери у партнеров, риск потери клиентов
  • негативное влияние на климат в коллективе, падение мотивации других сотрудников
  • риск потерь от жалоб в надзорные органы
  • срыв мероприятий компании из-за не сделанной или неправильно сделанной работы

Если же речь идет о некомпетентном руководителе, то добавим риски деградации подразделения:

  • уничтожение работавшей системы мотивации, смена на не работающую
  • риск потери наиболее ценных сотрудников
  • прием нового низкоэффективного/убыточного персонала
  • работа части сотрудников над ложно поставленными целями
  • огромные репутационные потери и потери клиентов из-за невыполненных обязательств
  • срыв работы компании

Может показаться, что здесь я сгущаю краски, но, проработав много лет консультантом по управлению и продажам, и наблюдая, как по-разному построена работа в разных организациях, я неоднократно видел яркие примеры важности грамотного управления. Одна команда за год-другой создает из ничего фирму-конфетку, а другая, которой поручили просто сохранить систему, уничтожает все, что было создано, за какие-то 2-3 месяца.

Попробуем упрощенно оценить прямые затраты:

#механизм расчетаитого
з/п на испытательный срок20000*3мес60000
з/п 50000*3мес150000
налоги1/2 з/п105000
обеспечение рабочего места4000*6мес24000
затраты на обучение10000*3мес30000
убытки от невыполненной работы50000*6мес300000
Итого 669000

Как мы видим, только прямые потери составляют внушительную сумму. Косвенные потери оценить гораздо сложнее, но, по разным оценкам, они достигают минимум 100% от прямых. Если же речь идет о руководителе, сумма легко может увеличиться и до 1000%. Но мы допустим для упрощения, что косвенных потерь у нас вообще нет.

Теперь оценим, выгодно ли проводить диагностику. Если тестирование сотрудника позволит снизить вероятность ошибки, то, фактически, мы получим прибыль:

снижение вероятности ошибкиэкономия
10%66900
20%133800
50%334500
70%468300

Если в качестве примера диагностики взять комплексное тестирование с Practical Diagnostics, то, при стоимости тестирования 1000 рублей, мы получим выгоду от 1:67 до 1:468.

Важный вопрос, насколько реально можно уменьшить ошибку при найме? Тест Компетентности в Продаже позволяет практически исключить вероятность взять плохого или среднего продавца. А «50» и Семантический Тест дают полнейшее описание деловых и личных качеств - трудолюбия, мотивации, адекватности, гибкости, умения продуктивно мыслить и т.д. - что значительно упрощает принятие решения.

Если же речь идет о ключевой позиции, то всегда можно заказать ассессмент-центр, и обладать еще более точной и разнообразной информацией. Конечно, такая услуга будет стоить от $1000 за кандидата-руководителя, но, принимая во внимание неучтенную нами графу убытков от некомпетентного управления, это все равно будет выгодно.

Прибыльна ли диагностика навыков продаж?

Я несколько раз встречал зарубежные исследования на эту тему, и везде авторы приходили к выгоде не менее, чем 1:100 – на $1, вложенный в диагностику, приходилось не менее $100 прибыли. Чтобы не погружаться в компиляции, я предлагаю свой пример с расчетами.

Изначально очень хотелось составить универсальную, но простую таблицу. Однако выяснилось, что задача обрастает таким количеством подробностей, что сделать просто и наглядно «универсального продавца» не получается.

Тогда я решил ограничиться каким-либо одним видом деятельности и взял в качестве примера автосалон.

Базовые параметры

Допустим, что средняя стоимость продаваемого салоном автомобиля $33000. А самому салону автомобиль обходится в $30000 (сюда включены все расходы на покупку, растаможку, доставку в салон и т.д.).

В салоне 10 продавцов, каждый получает оклад $500 и премию $400 за каждый проданный автомобиль.

В салоне также есть руководители, секретариат, бухгалтерия, юрист, механики и т.д. Допустим, их общая численность 25 человек, а средняя зарплата $1600.

Аренда помещения $30000 в месяц.

Разобьем продавцов на 4 группы. Их объемы продаж:

  • Плохой продавец – 2 автомобиля в месяц
  • Средний – 4-5
  • Хороший – 8-9
  • Звезда – 10-15

Если диагностика не ведется

Введем 2 базовые ситуации: отбор вообще не ведется, и отбор проводится через 2 собеседования - с начальником отдела продаж и с директором. В среднем мы получим:

#отбор не ведетсячерез собеседования
плохих продавцов32
средних55
хороших22
звезд01

В этом случае экономические показатели будут выглядеть так:

#отбор не ведетсясобеседования
продано машин45,556
оборот$1 501 500$1 848 000
доход от продажи$136 500$168 000
премии за продажу$18 200$22 400
общий фонд з/п$63 200$67 400
налоги(1/2 з/п)$31 600$33 700
расходы всего$124 800$131 100
прибыль в мес.$11 700$36 900

Если диагностика проводится

Теперь предположим, что мы проводим диагностику:

1) простую: только с помощью Теста Компетентности в Продаже, дальше собеседуемся только с набравшими 7 баллов и выше;

2) комплексную: сначала ТКП, для набравших 7 и выше - анализ деловых качеств (трудолюбия, обучаемости, адекватности и т.д.) с помощью «50» и Семантического Теста, и берем на работу только тех, кто покажет лучшие результаты и понравится на собеседованиях.

Тест Компетентности в Продаже – инструмент жесткого отбора, и плохой продавец набрать там 7 и выше не может. Таким образом, от плохих продавцов мы точно избавлены, а остальные распределятся примерно так:

#отбор по ТКПкомплексный отбор
плохих продавцов00
средних42
хороших44
звезд24

В этом случае экономические показатели будут выглядеть так:

#отбор по ТКПкомплексный отбор
продано машин7793
оборот$2 541 000$3 069 000
доход от продажи$231 000$279 000
премии за продажу$30 800$37 200
общий фонд з/п$75 800$82 200
налоги (1/2 з/п)$37 900$41 100
расходы всего$143 700$153 300
прибыль$87 300$125 700

Отдача от диагностики

Обобщим основные данные:

#нет подбораобычныйТКПкомплексный
надо протестировать0080200
стоимость тестирования00$700$1 000
прибыль в мес.$11 700$36 900$87 300$125 700

Выгода от Теста Компетентности в Продаже

Рассчитаем коэффициент отдачи, поделив годовую прибыль на стоимость тестирования.

В сравнении с отсутствием диагностики:

затраты$700
прирост прибыли в мес$75 600
в год$907 200
коэфф. отдачи1296

При дополнении ТКП к стандартным собеседованиям:

затраты$700
прирост прибыли в мес$50 400
в год$604 800
коэфф. отдачи864

Выгода от комплексной диагностики

В сравнении с отсутствием диагностики:

затраты$1 000
прирост прибыли в мес$114 000
в год$1 368 000
коэфф. отдачи1368

При дополнении диагностикой стандартных собеседований:

затраты$1 000
прирост прибыли в мес$88 800
в год$1 065 600
коэфф. отдачи1065,6

Как можно увидеть, на один вложенный в тестирование доллар можно получить от 800 до 1300 долларов прибыли в год.

Более того, при увеличении затрат наличие диагностики вполне способно вывести показатели отдела в прибыль.

Если, например, в базовой модели салона мы поменяем среднюю отпускную цену автомобиля с $33000 на $32500, то мы получим:

#отбор не ведетсясобеседованияотбор по ТКПкомплексный отбор
продано машин45,5567793
оборот$1 478 750$1 820 000$2 502 500$3 022 500
доход от продажи$113 750$140 000$192 500$232 500
премии за продажу$18 200$22 400$30 800$37 200
общий фонд з/п$63 200$67 400$75 800$82 200
налоги (1/2 з/п)$31 600$33 700$37 900$41 100
расходы всего$124 800$131 100$143 700$153 300
прибыль в мес.-$11 050$8 900$48 800$79 200
прибыль в год-$132 600$106 800$585 600$950 400

Или, если мы сохраним цену в $33000, но увеличим налоги на 20%:

#отбор не ведетсясобеседованияотбор по ТКПкомплексный отбор
продано машин45,5567793
оборот$1 501 500$1 848 000$2 541 000$3 069 000
доход от продажи$136 500$168 000$231 000$279 000
премии за продажу$18 200$22 400$30 800$37 200
общий фонд з/п$63 200$67 400$75 800$82 200
налоги (1/2 з/п)$44 240$47 180$53 060$57 540
расходы всего$137 440$144 580$158 860$169 740
прибыль в мес.-$940$23 420$72 140$109 260
прибыль в год-$11 280$281 040$865 680$1 311 120

Экономия времени

И последнее, о чем бы я хотел упомянуть – это недооцениваемая многими тема экономии времени. Казалось бы, необходимость проводить дополнительные тесты должна вести к его потере, но это не так – используя грамотные, правильно подобранные тесты, можно существенно сократить временные затраты на собеседование.

Расскажу о своем опыте.

Анализ с помощью интервью

Начиная в 1998 году, первые заказы на подбор менеджеров по продаже мы делали без тестов. Стояла задача точно оценить возможности кандидата в продажах, и выбрать только потенциальных звезд. Работа шла в 2 этапа – предварительное собеседование, далее собеседование с экспертом. Затраты времени на анализ 1 кандидата при этой процедуре получались такие:

1 этап:

  • оценка навыков продаж через игры типа «продайте мне вот этот карандаш» - 1 час времени сотрудника
  • первичное собеседование для оценки деловых и личных качеств - 1 час

2 этап:

  • глубинное интервью с мини-ассессмент-центром для анализа деловых и личных качеств – 2-3 часа

Итого – от 1 до 5 часов на кандидата. 1 час в случае отбраковки (70% кандидатов), от 3 до 5 часов в случае, если кандидат понравился.

В среднем – на анализ 100 кандидатов уходит в сумме 70+30*4= 190 часов.

Последние технологии: тесты+интервью

Когда мы уже съели на подборе продавцов собаку, и за плечами был опыт успешного комплектования продавцами-звездами целых новых коллективов, процедура выработалась следующая:

1 этап:

  • Тест Компетентности в Продаже, занимает до 40 минут времени кандидата, но сотрудник тратит на ввод протокола не более 5 минут своего времени, отбраковка – 65% кандидатов
  • первичное интервью + Семантический Тест – 1 час, отбраковка 10%, если кандидат понравился, ему дается тест «50» (+10 минут сотрудника на ввод протокола)

2 этап:

  • глубинное интервью – 1 час, время выигрывается за счет наличия полного портрета по двум независимым тестам («50» и Семантический Тест), и реальной оценкой навыков продаж (по Тесту Компетентности в Продаже – если бы его не было, пришлось бы проводить больше игр)

Итого – от 5 минут до 2 часов на кандидата.

На оценку 100 кандидатов – 100*0.1+25*1+15*0.2+15*1= 53 часа. Ранее, по старой процедуре, мы тратили 190 часов, то есть мы получили более чем трехкратную экономию времени при одновременном повышении качества отбора.

Дополнительные плюсы

  • вся процедура менее монотонна и более разнообразна, что приводит к намного меньшему утомлению интервьюеров, и они работают в более продуктивном состоянии
  • по каждому кандидату появляется набор показателей, который удобно предъявлять заказчику
  • можно дать гораздо больше информации о вакансии, поскольку практически не существует потока, который нельзя было бы эффективно обработать
  • процедура становится более объективированной, менее зависимой от настроения и состояния интервьюеров

Почему диагностику персонала мало используют?

Как можно увидеть, диагностика в любом случае необычайно выгодна. Почему же видим ее в качестве рабочего инструмента не часто?

Я думаю, главная причина в том, что отсутствует недорогой, но хороший и надежный тест – то есть, правильный инструмент для такой работы.

С одной стороны, в сети можно найти много бесплатных инструментов нецелевого назначения и низкого качества. С другой, дорогие услуги часто не оправдывают ожиданий, на них возложенных, в силу низкой квалификации и отсутствия опыта конкретных исполнителей.

В этой ситуации важно найти инструменты, которые реально помогают тебе, и которым ты доверяешь - а это можно узнать только путем проб и ошибок. Не бойтесь экспериментировать – диагностика все равно окупается!

Григорий Гребенюк. 11.07.2011

Экономическое обоснование выгодности тестирования персонала

Персонал, который не увольняют

Прибыльна ли диагностика навыков продаж?

Базовые параметры

Если диагностика не ведется

Если диагностика проводится

Отдача от диагностики

Выгода от Теста Компетентности в Продаже

Выгода от комплексной диагностики

Экономия времени

Анализ с помощью интервью

Последние технологии: тесты+интервью

Дополнительные плюсы

Почему диагностику персонала мало используют?

×

заказ счета

Детали заказа

Итого: 0 р.

Заказать

Отмена

×

Уважаемый Гость,

отсюда Ваше письмо дойдет к нам наверняка

Отмена